Вместе с коллегами со всей России делимся и обсуждаем лучшие практики и проекты, которые реализовали библиотеки в непростом 2020 году. В онлайн-встрече приняли участие библиотекари Москвы и Подмосковья, Бурятии, Крыма, Костромы, Мурманска, Твери, Челябинска.
Издатель и продюсер Борис Пиотровский, о том как говорить с детьми об искусстве, про репера Хаски, как бежать/ехать/плыть в Петербурге и когда пора переезжать в Москву. И про Сергея Шнурова тоже.
Книга «И не только Сэлинджер. Десять опытов прочтения английской и американской литературы» Андрей Аствацатуров — vk.cc/8S8ONB
Покупай книги и получай кэшбэк — letyshops.com/soc/sh-1?r=1475350
Андрей Аствацатуров рассказывает о жизни, идеях и смысле творчества Франца Кафки. Посетителям нашего сайта особенно интересно будет узнать о том, как в творчество Кафки критикуется власть и бюрократия, о том, как Кафка предвосхитил самые передовые идеи философии и политической теории XX века. Например, разоблачение тотального контроля власти за волей, разумом и желаниями человека — всё это в последствии отразилось в философии Мишеля Фуко. Увы, черная ирония Кафки не менее актуальна для России в наши дни.
Человек и власть
Другим немаловажным аспектом в философских взглядах Франца Кафки является взаимоотношение человека и власти.
В своем романе «Замке» Кафка изобразил систему, или конструкцию, как он сам это называл, имеющую все признаки тоталитарного общества: замкнутость, строгая иерархия, бюрократический формализм, жесткий контроль, слежка и доносы, нетерпимость, враждебность ко всему, что приходит извне. Здесь, как и во многих других свих произведениях Кафки, не обозначается ни место, ни время действия, ни имя главного героя, что рождает универсальность. При таком подходе нельзя свалить вину за происходящее ни на особенности исторического периода, ни на местные, национальные традиции.
Культуролог, музыковед, музыкант Михаил Казиник о жизни в Швеции, Пушкине, Школе Будущего, лучшем музыкальном инструменте для ребенка, музыке Гайдна и о том, что «Иоланта» — единственная в мире умная опера.
Содержание:
00:00 — Всем привет
2:00 — Точка невозврата и «Тартюф» Мольера
6:05 — уровень образования
8:00 — Швеция, Дягилев, Цорн
16:30 — «Гайдн — один из самых добрых людей в истории музыки»
22:20 — Гессе, Шекли, Томас Манн. Автор должен знать свою аудиторию
25:30 — Случай в шведской поликлинике и Пушкин
27:15 — Питер Брейгель, Эль Греко и Диего Веласкес
29:55 — Опера Чайковского «Иоланта» — «единственная умная опера в мире»
34:20 — Как оградить себя от плохой музыки
38:25 — Аграфена Закревская — катастрофа в жизни Пушкина
41:40 — «С точки зрения здоровья — лучше скрипки нет!» — на каком инструменте лучше учить играть ребенка
46:20 — О Школе Будущего
Идея – Александр Малич
Редактор, линейный продюсер – Оксана Маврина
Операторы – Кирилл Горецкий, Артем Графчиков
Видеоинженер — Дмитрий Кудрявцев
Звук – Данил Зосин
Гример – Елена Абушаева
Монтаж – Александр Фомин
Графика – Антон Соколов, Кирилл Малич
Съемочная техника предоставлена компанией VIDEOREPUBLIC.RU
Место съемки
Санкт-петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусства
Зодчего Росси, 2,
Санкт-Петербург
Елизавета Боярская расскажет, как ее старший сын отнесся к появлению младшего, каково ей было играть Чехова не под руководством Льва Додина и что можно перепутать в пьесах русского классика, а еще актриса попытается отгадать фильмы, сюжет которых пересказан задом наперед.
Этот фильм – наблюдение за работой одного из самых необычных современных дирижёров – Теодора Курентзиса. Стравинский сменяется Моцартом, затем Жан-Филипп Рамо, танец Иржи Килиана…
Шаг за шагом зритель погружается в мир, не видимый из зрительного зала. Кадр нанизывается на кадр, звук на звук, слово на слово, и вдруг чувствуешь себя погруженным в удивительный творческий процесс. И в то же время осознаешь, что основа этого бытия – труд. Прекрасный, но на пределе возможностей.
Каким образом у зрителя возникает ощущение, что его ждет что-то необычное? Почему, одному дирижеру достаточно появиться на сцене и лишь одно его присутствие наэлектризовывает воздух? Почему «дирижирование – дело темное»? Conduction – увлекательное погружение в атмосферу одной из наиболее загадочных музыкальных профессий.
Дирижер Теодор Курентзис обращается к музыкантам: «Если играть для себя здесь в оркестровой яме, музыка в ней и останется, а если думать о том, что отправляешь музыку на галерку – она преодолевает пространство.» И она преодолевает. Она летит не только на галерку, она летит к зрителю фильма, и за ней слышна тишина – тишина созидания в которой рождается произведение.
Произведения, которые звучат в фильме:
Вольфганг Амадей Моцарт «Свадьба Фигаро»
Игорь Стравинский «Свадебка», «Петрушка»
Жан-Филипп Рамо «Зороастр», «Бореады»
Людвиг ван Бетховен Соната для скрипки № 5
Над фильмом работали:
Автор сценария, режиссер, монтаж: Алексей Логинов. Операторы: Роман Саратовцев, Константин Куликов, Алексей Логинов. Звукорежиссер: Николай Нажимов. Продюсеры: Марк де Мони, Анна Маслова.
В фильме снимались:
Теодор Курентзис, Анна Касьян, Наталья Кириллова, Андрей Бондаренко, Надежда Кучер, Наталья Буклага, Дмитрий Ульянов, Станислав Леонтьев, Мария Форсстрем, Симоно Альбергини, Анна Поистогова, Иван Порошин, Виталий Полонский, Алексей Мирошниченко, Максим Емельянычев, Афанасий Чупин, Николя Бартоломей и другие. Музыканты оркестра MusicaAeterna, музыканты, певцы и балет Пермского Театра Оперы и Балета, приглашенные исполнители.
Питер Селларс, режиссер:
«Королева индейцев» Пёрселла — это нечто невероятное. Это уникальный шедевр, который Пёрселл создал незадолго до своей смерти. Это было совершенно беспорядочное произведение: неоконченное, с исторически несообразным текстом Драйдена о войне инков и ацтеков. Это странный, сломанный, болезненный шедевр. Мы использовали огромное количество музыки, которую Пёрселл написал для театра и для церкви, и связали ее с деталями сюжета, а также со словами из романа Агиляр. В результате получилась феминистская версия завоевания Мексики. Шокирующая, удивительная, интимная, личная.»
Жерар Мортье, Теодор Курентзис и Питер Селларс рассказывают историю создания оперы «Королева индейцев».
Автор идеи фильма: Теодор Курентзис
Режиссеру и монтаж: Алексей Романов
Peter Sellars, stage director:
«The Indian Queen by Purcell — that’s incredible. That’s an overwhelming masterpiece coming at the very end of Purcell’s life. It was a mess: unfinished with a text by John Dryden about the Incas versus the Aztecs. It’s a situation of a strange, broken, hurt masterpiece. So we’ve used so much of this theatre music that Purcell wrote and so much of the religious music that Purcell wrote, and woven it together with the plot and the details — and the words of the novel by Rosario Aguilar. The result is a feminist version of the Mexican conquest. And it’s shocking, and surprising, and intimate, and personal.»
Gerard Mortier, Teodor Currentzis and Peter Sellars discuss the making of the opera.
Idea of the film: Teodor Currentzis
Director and editing: Alexey Romanov